Калькулятор доходности

Закон «О цифровых финансовых активах» – полный разбор

Закон «О цифровых финансовых активах» – полный разбор

Проект закона «О цифровых финансовых активах» уже не первый год рассматривается Госдумой. Именно он должен стать своеобразной базой для регулирования индустрии криптовалют в России. Однако, процесс принятия закона сильно затянулся, ведь регулирование включает в себя множество аспектов. Закон должен объяснять каждое определение и не иметь недочетов и лазеек. Сегодня эксперты Intelion Data Systems решили разобраться, какие вопросы охватывает законопроект, а также проследить то, как менялся его текст с течением времени.

Первая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» или как рассказать о необъятном

Первая редакция законопроекта под названием «О цифровых финансовых активах» была выставлена на обсуждение членами Госдумы еще 20 марта 2018 года. Примечательно, что данная версия законопроекта была практически идентична предварительной версии текста, которая ранее была представлена на официальном сайте Минфина РФ в конце января 2018 года. Всего опубликованный на всеобщее обозрение документ содержал в себе три статьи, а именно:

 

  • Базовая терминология

 

Данный раздел был подготовлен для обозначения основной терминологии, посвященной криптовалютам и работы с ними в рамках правового поля. В разделе основных понятий в том числе было описано определение цифрового финансового актива, который, по версии закона, охватывало как токены, так и непосредственно криптовалюты. При этом все цифровые финансовые активы признавались имуществом. Право собственности же холдер актива должен был подтвердить в особом реестре, содержащим в себе все цифровые транзакции.

Обмен цифровых активов по первой версии законопроекта был доступен исключительно уполномоченным операторам, которые представляли собой юридические лица, имеющие право осуществлять обмен токенов и криптовалют на фиат – рубли или иностранную валюту.

В первой версии законопроекта майнинг также определен как вид деятельности, который направлен на создание криптовалюты. При этом домашний майнинг считается таковым только в том случае, если в течение трех месяцев работы устройств для добычи криптовалют лимит энергопотребления, определяемый правительством, не будет превышен.

При этом те майнеры, которые занимаются добычей криптовалют на профессиональном уровне, обязаны были легализовать свою деятельность. Для этого им необходимо было открыть собственную компанию или же оформить себе статус индивидуального предпринимателя (ИП).

Смарт-контракт также получил свое определение. Тогда он определялся как договор, выполненный в электронном виде.

 

  • Правила выпуска токенов

 

Данный раздел первой редакции законопроекта был прописан для компаний, которые хотят провести собственное ICO в пределах российской юрисдикции.

Начало описания вполне понятное и логичное. Оно гласит, что эмитент имеет право выпустить собственные токены и осуществлять их сбыт пользователям. Однако некоторые виды токенов все же могут выпускать эмитенты лишь с определенным статусом. Покупку токенов, в свою очередь, могут осуществлять непосредственно инвесторы, но не все. Малоопытные, неквалифицированные инвесторы имеют право приобретать токены лишь на ту сумму, которая установлена Банком России. Так, например, еще в январской редакции 2018 года данная сумма ограничивалась порогом в 50 тыс. рублей. При этом в редакции от марта 2018 года данная сумма вообще не была указана в законопроекте.

 

  • Главные нюансы обращения цифровых финансовых активов

 

Обмен криптовалют и токенов осуществляется их владельцами исключительно через специального оператора обмена цифровых финансовых активов. Данный пункт намекает на то, что в России должны впоследствии образоваться особые официальные обменные пункты. В свою очередь, для осуществления обмена пользователь обязан первоначально открыть кошелек у оператора. Это означает, что ему необходимо пройти весь процесс идентификации согласно закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

***

Вышеперечисленные пункты служат основами документа, который был принят Государственной думой РФ в первом чтении 22 мая. Данную версию законопроекта поддержали порядка 410 депутатов, только один представитель власти высказался против.

10 причин, почему первая редакция не работала

Эксперты криптовалютной индустрии, ознакомившиеся с текстом, пришли в замешательство. Хоть документ и выглядел достаточно внушительно, а также содержал огромное количество формулировок, такой закон оказалось просто невозможно соблюдать. Причин на это было сразу несколько.

 

  1. На данный момент в РФ просто не существует необходимого для реализации закона реестра для подтверждения права собственности на цифровой актив. Соответственно, нет и валидаторов, которые представляли бы собой юридическое или физическое лицо, занимающееся внесением изменений в реестр. Также в законе не обозначены правила ведения записей.
  2. Операторы обмена цифровых активов – это исключительно юрлица, согласно с законодательством Российской Федерации. Также их деятельность регулируется статьями 3,4,5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Также на осуществление данной деятельности имеют право юрлица, которые считаются организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Возможно у вас возник вопрос, в чем же все-таки проблема? Ответ очень прост: чтобы соответствовать всем вышеперечисленным требованиям оператор должен потратить слишком много времени, сил и денежных средств, что позволяет сделать вполне логичный с их точки зрения вывод – проще и актуальнее работать на «черном рынке», нежели легально.
  3. «Квалифицированный инвестор» и так достаточно неопределенное понятие для законодательства РФ. А про четкое определение для криптовалютного рынка даже не стоит и говорить. Его просто не существует. Из этого следует, что на данный момент неизвестно, на кого в принципе будет распространяться ограничение о максимальном количестве приобретенных токенов и на каком пороге данный лимит вообще будет обозначен.
  4. Статус эмитента токенов в России на данный момент получить фактически невозможно, если следовать содержанию законопроекта. Для создания и выпуска собственных токенов необходимо будет собрать весьма обширный набор документов, окончательный состав которого все еще неизвестен. Помимо этого эмитент обязан будет подписать уникальный договор с каждым пользователем, который пожелает приобрести токены. Таким образом, бумажный договор, который позволяет участвовать в ICO уже не кажется такой серьезной сложностью в сравнении с получением статуса эмитента.
  5. Граждане РФ вполне могут инвестировать в зарубежные ICO. В документе данный момент никак не прописан, да и чисто технически таким вложениям помешать просто нельзя.
  6. Платформ для официального обмена криптовалют в России не существует. Четких и ясных требований к ним также нет.
  7. Согласно закону, открыв счет у оператора обмена, пользователь может получить только счет и цифровой кошелек для криптовалюты. При этом приватного ключа ему не вручают, а это ставит под сомнение вообще весь процесс осуществления операций с помощью цифровых активов.
  8. Нет прописанного способа для идентификации домашних майнеров, а также нет упоминания о том, как заставить промышленных майнеров платить налоги.
  9. Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме. Оно, в свою очередь, не представляет собой законное платежное средство. Итог: криптовалютой нельзя будет расплатиться.
  10. Закон не учитывает, что далеко не все цифровые валюты представляют собой именно криптовалюты. Например, тот же Ripple обладает характеристиками криптовалюты и централизованной регулируемой системы. Данные моменты никак не обозначены в законе.

 

Вторая редакция: теперь без криптовалют

Логично, что за такой критикой последовала доработка законопроекта. Однако, несмотря на ожидание учета всех замечаний и правок, вторая редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах» снова удивила экспертов криптоиндустрии.

Главным отличием второй редакции стало отсутствие понятия «криптовалюта» в принципе. Зато очень много внимание было уделено токенам. Теперь они были определены как единицы учета, которые представляют собой криптовалюту и, в тоже время, являются заменой ценных бумаг в цифровой экономике, обеспечивая удостоверение определенного актива.

Таким образом, токены стали подтверждать права на имущество и участите в капитале компании, к которой они принадлежат, или же выполняют лишь технические функции при приобретении и манипуляциях с цифровыми активами.

Майнинг во второй редакции законопроекта рассматривается как способ для привлечения капитала. То есть он теперь становится финансовым инструментом, а не способом создания блоков в распределенной системе за вознаграждение. Так, токены, получаемые в ходе майнинга, обеспечивают инвестору право на участие в компании или на овладевание ее имуществом. Примечательно, что выпуск токенов доступен как юридическим лицам, так и гражданам РФ со статусом ИП. Правда подготовкой решения об эмиссии придется озаботиться и тем, и другим, ведь все токены должны обладать базой в виде имущества эмитента или же третьих лиц.

Размещение токенов, согласно второй редакции законопроекта, можно будет исключительно на официальных площадках, имеющих особую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг. Помимо этого, платформы, для осуществления легальной деятельности, должны быть обозначены в специально созданном реестре Банка России. Не трудно догадаться, что этого реестра пока не существует, как и правильного определения профессионального участника рынка ценных бумаг, которое могло бы использоваться по отношению к цифровым активам.

Об анонимности транзакций не стоит мечтать, ведь все площадки обязаны будут идентифицировать клиентов и вести их учет. При этом, по запросу регулятора или госорганов, платформа обязана будет предоставить все требуемые данные.

Вторая редакция закона «О цифровых финансовых активах»: плюсы и минусы

Данная редакция законопроекта была признана более приемлемой для работы на рынке. Она позволяет токенизировать долг или акции, делает более ясным механизм действия некоторых операций и в принципе более грамотно описывает криптоиндустрию в целом. Так, например, процесс передачи доли в капитале компании третьему лицу стал гораздо понятнее и логичнее.

Однако вторая версия законопроекта все еще не делает готовым к легализации криптовалютный рынок в РФ. На данный момент законопроект не выглядит так, как будто он собирается узаконивать именно криптовалютный оборот в стране. Такие правила просто вынудят компании уйти на «теневой рынок» или за границу.

«О цифровых финансовых активах»: когда будет принят закон?

Напомним, что главным автором законопроекта «О цифровых финансовых активах» является Анатолий Аксаков, занимающий должность председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку. Также он является депутатом «Справедливой России».

Так, еще в январе, до публикации первой версии законопроекта, он сообщил следующее:

«Смысл биткоина непонятен, у нас нет никаких планов легализовывать его в стране. Он показал все признаки пирамиды. Теперь у развития криптовалюты есть два варианта: либо биткоин полностью уйдет с рынка, либо остановится на каком-то равновесном уровне, к которому он уже движется. В биткоин, как в валюту, я не верю, но в сами криптоинструменты верю и думаю, что они возьмут свое».

Такое заявление свидетельствует о том, что комитет Госдумы не очень заинтересован в легализации криптовалюты В РФ. Кроме того, к разработке не были привлечены ни российские, ни заграничные эксперты рынка.

Однако не так давно, Анатолий Аксаков все же заявил, что ЦБ РФ и законодателями наконец-то удалось уладить все разногласия. Он также отметил, что закон «О цифровых финансовых активах» вполне может быть принят уже в марте 2020 года:

«По цифровым финансовым активам, к сожалению, противоречивые взгляды у Банка России и компетентных органов», – сообщил Аксаков во время заседания рабочей группы Госдумы по реализации послания президента Федеральному собранию. 

«К сожалению, до последнего времени разногласия уладить не удавалось. На прошлой неделе было еще одно совещание, вроде бы согласовали позиции. Сейчас готовится текст, и если этот текст после рассылки в соответствующие институты, ЦБ и компетентные органы, правовое управление поддержат, то мы в марте, я полагаю, можем выйти с таким законопроектом на рассмотрение во втором и третьем чтениях».

Важно отметить и то, что в январе Аксаков сообщал о вероятном принятии законопроекта «О цифровых финансовых активах» во время слушаний в весеннюю сессию Государственной думы.

Так что, вполне вероятно, что все заинтересованные в принятии закона лица смогут увидеть окончательную версию уже в марте этого года и, наконец, вздохнуть свободно, ведь криптовалюты будут наконец в поле видения закона, а это значит, что и участники рынка будут защищены.

Предыдущая статья Коронавирус и криптовалюта: как пандемия 2020 года влияет на индустрию? Коронавирус и криптовалюта: как пандемия 2020 года влияет на индустрию? Следующая статья Intelion Mining продолжает работу в условиях карантина Intelion Mining продолжает работу в условиях карантина

Другие статьи