Полный запрет на майнинг и криптовалюты? Почему можно майнить дальше.
Положение цифровых денег в России уже несколько лет обсуждается бурно, закон “О Цифровых финансовых активах” претерпевает бесконечные доработки и изменения. Все участники процесса хотят одного: разрешения противостояния правовых регуляторов и адептов цифровой экономики, желательно, бесконфликтно и при определенном уровне удовлетворенности всех сторон.
Что произошло?
Однако если еще неделю назад дискурс вокруг криптовалют и положения майнинга проходил в контексте довольно либерального (или так как кажется теперь) обсуждения, то сегодня мы имеем совершенно иную повестку: на полный запрет и фактическое удушение цифровой экономики.
21 мая депутаты Госдумы РФ обнародовали последние разработки по вопросу: два законопроекта, вносящих изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков подчеркнул, что это несогласованные версии, но и они дают отличное представление о курсе, который решили избрать российские законотворцы.
Разберём, что это за поправки, что они будут значить для сторонников цифровой экономики, что делать в данной ситуации майнерам и как правильно майнить, если закон и поправки все-таки примут.
На сегодняшний день криптосферу в России должны регулировать три закона: так и не принятый до сих пор Закон о цифровых финансовых активах, поправки в гражданский кодекс и закон об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге). Подробнее об истории разработки Закона о ЦФА вы можете прочитать здесь, а мы пока остановимся на фактических угрозах, которые несут возможные новшества.
Какие санкции могут грозить и за что?
Если обсуждаемые поправки будут приняты в таком виде, в котором они были опубликованы, это будет значить, что физические и юридические лица, задействованные в добыче и обороте криптоактивов могут понести административную и даже уголовную ответственность.
Административная ответственность может быть нескольких степеней тяжести. Последствия, которые могут понести участники крипторынка можно свести к следующим категориям:
- Для физических лиц предусмотрен штраф в 50 тыс -500 тыс рублей за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов и цифровых валют, за оказание услуг по выпуску криптовалют с использованием сайтов и технических средств, расположенных на территории РФ.
- Юридическим лицам за те же нарушения грозит штраф от 100 тыс до 1 млн руб.
За нарушение правил совершения сделок с ЦФА, цифровыми валютами и правами, если те используются как плата за товар, оказанные работы или услуги, грозит конфискация активов, а также штраф — от 20 тыс. до 200 тыс. руб. для физических лиц, от 50 тыс. до 400 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 1 млн руб. для юрлиц.
Лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в случаях, когда вышеперечисленные деяния нанесли особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Штрафы в данных случаях увеличиваются в разы.
За особо крупный ущерб или извлечение особо крупного дохода предлагается наказывать принудительными работами до пяти лет либо лишением свободы до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до пяти лет.
Есть ли у предлагаемых изменений будущее?
Уже на данном этапе многие эксперты отмечают, что поправки заведомо устарели и не способствуют эффективному регулированию обсуждаемого сегмента. Все, к чему они могут привести - еще большая путаница и плохой пиар для криптовалют и майнинга. Однако и игнорировать их нельзя, так как крипто сегмент в Россиийской экономике развивается стремительно, и все больше людей и компаний приходят к мнению, что за этим сегментом будущее.
Популяризации и укреплению позиций цифровой экономики способствовали и недавние кризисы на валютных рынках и последствия пандемии. Цифровая экономика показала себя как гораздо более стабильная и невосприимчивая с глобальным потрясениям.
Что делать?
Мы со своей стороны внимательно изучили вопрос и наши выход из положения. Предлагаем вашему вниманию нашу разработку - организация легального майнинга для юридических лиц на территории РФ. Новые поправки, и даже Закон о ЦФА, коснутся в основном юридических лиц, занимающихся майнингом в промышленных масштабах и вынужденных учитывать эту деятельность как статью дохода. Юридические лица, занимающиеся майнингом при посредничестве майнинг-отелей, компаний, предоставляющих услуги хостинга оборудования для майнинга, заведомо обладают рядом преимуществ. О них вы можете прочитать в этом материале.
Порядок действий, который наша компания установила и использует не первый год, сейчас является безоговорочно самым разумным и, вероятно, единственно возможным в случае принятие поправок и новой редакции закона.
Как работаем?
Ниже схема и ее расшифровка.
- Юридическое лицо (ООО «Покупатель») приобретает оборудование по безналичному расчету с НДС у поставщика (ООО «Продавец»). Купленные устройства встают на баланс компании в качестве основных средств.
- Юридическое лицо (ООО «Покупатель») размещает данное оборудование в дата центре (ООО «Хостинг») и каждый месяц оплачивает электроэнергию и обслуживание устройств по безналичному расчету с НДС.
- Юридическое лицо (ООО «Покупатель») заключает договор продажи вычислительной мощности (хешрейта) с иностранной компанией (LTD) и начинает получать доход от иностранной компании в долларах США.
- Юридическое лицо (ООО «Покупатель») получает абсолютно официальный доход на свой расчетный счет, который не облагается НДС, так как это валютная выручка от экспортной деятельности.
Получается, что майнинг в специализированном дата-центре и договор продажи вычислительных мощностей с прибылью в фиатной валюте - это как раз тот самый выход из положения, который ищут российские предприниматели. Грубо говоря, получается, что никто криптовалюты не продает и не имеет с нее фактической прибыли. Та же схема может быть применена и к физических лицам с небольшими поправками согласно их статусу.
Новый виток обсуждения регулирования майнинга и криптовалют, безусловно, разочаровывает всех, кто рассчитывал на позитивный настрой
со стороны государства. Но даже обсуждаемые поправки вовсе не означают полную невозможность заниматься предпринимательской деятельностью
в рамках цифровой экономики.